Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблемам изучения творчества Стендаля посвящены монографии профессора Б. Г. Реизова, научные труды Д. В. Затонского. Во Франции о Стендале написано достаточно много, начиная с Бальзака, Сент-Бева, Мериме в XIX в., а в наше время его творчество отражено в работах Г. Пикона, К. Руа, Ф. Бертье, Ф. Кладона и др. Однако несмотря на большое количество исследований о Стендале, он до сих пор остается загадкой. Польский историк К. Стриеньский так характеризует его: «Разум XVIII века, заблудившийся в героической эпохе Наполеона». Действительно, Стендаль своим творчеством соединяет эти две исторические эпохи – век Просвещения и события нового, начинающегося XIX века, связанные с личностью Наполеона. Д. В. Затонский пишет о Стендале: «Стендаль жил в эпоху великого слома и обновления. На его глазах (а в какой-то мере и при его участии) менялся мир».
Биографы Стендаля нередко приводят один эпизод из его жизни: однажды во время светского приема некто спросил писателя, чем он интересуется, каков род его деятельности. Он ответил с наигранной скромностью: «Я наблюдатель человеческого сердца». В этом ответе, несомненно, была доля иронии. Но, в то же время, ответ был достаточно откровенным, поскольку Стендаль всю свою жизнь ничем другим не занимался столь старательно и целеустремленно, как наблюдением над жизнью человеческой души. И не было у него страсти большей, чем страсть «заглядывать в мозг людей», по его собственному выражению.
Почти неизвестный для своих современников и, во всяком случае, не слишком ими оцененный, Стендаль, по выражению французского ученого литературоведа Г. Пикона, был «реабилитирован» следующим, XX веком. Еще при жизни Стендаль предвидел, что его произведения будут читать через столетье, то есть в середине XX века. Действительно, Стендаля воспринимают как очень современного, созвучного нашему времени писателя, творчество которого притягивает внимание и читателя, и исследователя. Некоторые произведения французского прозаика были опубликованы спустя много лет после его смерти, некоторые даже спустя несколько десятилетий.
В раскрытии всех процессов и перипетий, происходящих в душе Жюльена Сореля, с особой выразительностью оказался психологизм Стендаля, достигший необычной тонкости и проницательности. И именно психологизм является фундаментальной чертой поэтики романа «Красное и черное».
1. Творческий путь Ф. Стендаля
Французский писатель Анри Мари Бейль (настоящее имя) родился в г. Гренобле на юге Франции в 1783 г. Его семья была обеспеченной, отец адвокат местного парламента. К сожалению, мальчик в 7 лет лишился матери и его воспитанием занялись отец с теткой. Траур по умершей жене был настолько сильным, что отец с головой ушел в религию, став крайне набожным человеком.
С отцом у Анри отношения не ладились. А дед по материнской линии, врач и сторонник просвещения, стал близким человеком, привил будущему писателю любовь к литературе. Дед Анри Ганьон лично встречался с Вольтером. Именно он познакомил будущего писателя с работами Дидро, Вольтера, Гельвиниция, заложил основу образования, мировоззрения и отвращение к религии. Характер Ф.Стендаля отличался чувственностью и импульсивностью, самовлюбленностью и критичностью, отсутствием дисциплины.
Начальное образование Анри получил в местной Гренобльской школе, проучившись в ней всего три года. Интересовался философией и логикой, историей искусств и математикой. В 16 лет юноша поехал в Париж поступать в Политехническую школу, чтобы стать военным инженером или артиллерийским офицером.
Но вихрь происходящих в стране событий изменил его планы. После событий Революции он записывается в армию Наполеона, в драгунский полк. Вскоре уходит со службы и занимается в Париже самообразованием. В центре его внимания: литература, философия и английский язык. Будущий писатель в дневниках того времени пишет о своем желании стать драматургом.
После непродолжительной службы в Марселе, куда он отправился вслед за актрисой, в которую влюбился, поступает военным чиновником в армию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Виноградов А.К. Стендаль и его время. – М.: Молодая гвардия, 1960. – 366 с.
2. Виноградов А.К. Три цвета времени. – М.: Художественная литература, 1981. – 382 с.
3. Грифцов Б.А. Стендаль // Психология писателя. – М.: Художественная литература, 1988. – 462 с.
4. Грудкина Т.В. Стендаль // 100 великих мастеров прозы. – М.: Вече, 2007. – 480 с.
5. Данилин Ю.И. Стендаль в своих мемуарах // Художественная литература. 1984. № 1. С. 87–103.
6. Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1982. – 156 с.
7. Забабурова Н.В. Французский психологический роман: (Эпоха Просвещения и романтизм). – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1992. – 223 с.
8. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. / Под ред. Г.К. Косикова. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 512 с.
9. Мериме П. Стендаль // Собр. соч. в 10 т. Т. 5. – М.: Правда, 1963. – 560 с.
10. Ольшанская Н.М. Стендаль как историк наполеоновской эпохи: Автореферат дисс. канд. фил. наук. Волгоград, 2008. – 27 с.
11. Прево Ж. Стендаль. – М.–Л.: Госполитиздат, 1960. – 439 с.
12. Соколова М.В. Стендаль: Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. – М.: Наследие, 1995. – 94 с.
13. Таранов П.С. От Петрарки до Стендаля. – М.: Издательство ACT, 2000. – 432 с.
14. Трыков В.П. Стендаль и Бальзак // Стендаль. Пармская обитель; Оноре де Бальзак. Гобсек. Отец Горио. – М.: Детская литература, 1995. – 686 с.
15. Фрид Я. Стендаль. Очерк жизни и творчества. – М.: Худ. лит., 1967. – 416 с.
16. Эпштейн М. О стилевых началах реализма (поэтика Стендаля и Бальзака) // Вопросы литературы. 1977. № 8. С. 106–107.
17. Эсенбаева P.M. Стендаль в оценке критики Нового времени // Художественное восприятие: проблемы теории истории. – Калинин: Изд-во КГУ, 1988. – 479 с.